Скульптуры Исаакиевского собора
- Скульптуры Исаакиевского собора
- 9-08-2019, 22:11
Значение скульптуры в выражении религиозных чувств.
Произведения искусства выполняют незаменимую роль в формировании цельного художественного образа помещения. Собор, построенный в Санкт-Петербурге, должен был подчеркнуть единство Православной церкви и самодержавия.
Особой выразительностью в искусстве обладают скульптуры. В Соборе находятся более 350 скульптурных произведений. Во времена возведения собора, особо популярным в православии был лаконичный стиль, а пышность больше была характерна для католических храмов. Скульптур по проекту архитектора Монферрана должно быть установлено большое количество внутри Собора и как украшение внешнего облика, на крыше и в других местах. Кроме того были барельефы и скульптурные комплексы.
Композиционные сюжеты брались из священных книг, содержали сцены Воскресения Христа и другие религиозные сюжеты. Поручена роспись религиозных сюжетов мастеру из Франции Лемеру. А работа над плоским изображением, выступающим над поверхностью, поручена скульптуру Витали. Сцены, которые были воссозданы Витали, им были осовременены. И если присмотреться, то можно найти Монферрана, Волконского, Оленина, Николая 1 с его супругой.
Художественно оформленные религиозные сюжеты украсили переднюю часть стены. По углам фронтонов были установлены статуи апостолов. Апостолы были изображены с выраженными эмоциями, взгляд их направлен вниз, что связывает их с событиями на площадях. Было сделано двенадцать изображений апостолов. Апостолы были изображены с почти нераспространенными в православном искусстве, атрибутами. Например, ап. Петр с ключами от рая и ада, ап. Павел с мечом, а также с атрибутами святых апостолов: Марк со львом, Иоанн с орлом и другие. И в то же время апостолы имели изображения близкие к реальности: Симон имеет выражение лица мудрое и спокойное; Варфоломей отличается мощным телосложением, черты лица апостола крупные, лицо в морщинах. Статуи апостолов изображены в единой композиции: туловище развернуто, одно плечо приподнято вверх, нога выставлена вперед. Складки одежды создают впечатление стабильности и мощности. Черты лица у статуй крупные.
Роль скульптуры в создании религиозных сюжетов.
Отделка фронтов выполнена в виде надписей из святого Писания.
На ограждении купола поставлены фигуры 24 ангелов и архангелов. Образцами послужили рисунки с античных статуй. Веянием нового времени стало создание четыре группы ангелов со светильниками. Во время праздников эти светильники зажигались и горели благодаря подведенному газу.
Наружные двери были украшены выступающими изображениями, формами, имеющими сходство с человеком. Рельефные изображения были вставлены в пространство, ограниченное рамками, и образовывали углубления.
На декоративные углубления разделена каждая из створок дверей. Каждая дверь в целом содержала изображение какой-либо сцены из христианского писания и деятельности святых и апостолов.
Скульптуры, которые изображены снаружи здания Собора, создают видимость его утяжеления, но и выполняют важную функцию – создание святости собора.
На дверях Собора изображена вся история церкви:
1. Время проповедования учеников Христа и строительство первых церквей;
2. Жизнь и проповедование Вселенских учителей, мучеников и святых;
3. Российских святых.
В соборе находятся три алтаря, сохранившиеся от предшествующего собора. Все алтари отделаны мрамором. Колонны у главного алтаря выполнены из малахита. В непосредственной близости от каждого алтаря установлены скульптуры.
Статуями украшен барабан главного купола. Здесь представлены христианские святые, ангелы, пророки. По мнению искусствоведов одна из скульптур, изображающих ангелов в середине купола, напоминает великую княгиню Александру Николаевну.
В восточной части Собора в основном находятся изображения церковных атрибутов и церковной утвари.
Мрамор, который украшал стены, скульптуры, включал элементы натурального цветного мрамора и искусственного белого мрамора. Скульптуры, которые создавались для украшения Собора, украшались золоченным металлом (бронзой и медью) и внутри являются пустыми. Метод изготовления статуй полыми внутри называется гальванопластическим и был изобретен Якоби.
Также смотрите: